Психологические кризисы у детей разного возраста

Автор: adminРубрика: воспитание и развитие, ДЕТИ
22
Ноя

Для того чтобы понять и чему-то научить наших деток, предлагаю для начала разобраться в основных периодах развития ребенка.
Итак, основные периоды развития “личности” – или так называемые возрастные “кризисы”, которые помогут понять наших детей в разные периоды их жизни. Только не надо впадать в панику при слове “кризис”.

Кризис – это не только неизбежная, но и, если можно так выразиться, желаемая форма развития. Ибо установлено, если кризис протекает вяло, невыраженно, то это может привести к задержкам в психологическом развитии ребенка.

Различают следующие периоды возрастного кризиса:
* “кризис новорожденного”,
* ”комплекс оживления”,
* “раннее детство”,
* “кризис 3-х лет”.

На “кризисе новорожденного” мы долго останавливаться не будем, понятно, что ребенок растерян, когда приходит в этот мир, он кричит, ничего не понимает и никого не знает. Не стоит говорить и о том, что мама должна приложить все усилия, чтобы у ребенка прошел этот стресс.

Более интересен для родителей и родственников “комплекс оживления”. Он наступает к 6-ой неделе жизни нашего малыша, когда в результате общения взрослого: мимикой, жестами, речевыми высказываниями, со стороны малыша происходят предречевые звуки, нескоординированные движения конечностями, улыбка .По средствам этого незамысловатого эмоционального общения происходит основное психическое развитие ребенка. На 2-ом месяце жизни малыш начинает проявлять активность улыбкой, хаотическими движениями,”гулением”, стремиться привлечь к себе внимание взрослого.

Ребенок на этом этапе как никогда нуждается в общении со взрослым. Доказано, что недостаток общения в этом возрасте может привести к болезни, называемой ученными “госпитализмом”, в некоторых случаях болезнь заканчивается смертельным исходом, либо приводит к задержкам в психологическом развитии ребенка. Излечить эту болезнь поможет ударная доля общения. Интересен факт: африканские матери , которые в силу необходимости продолжать сразу после рождения ребенка повседневный труд, привязывают своих малюток себе на спину, и эти дети существенно опережают в психическом развитии своих сверстников из других культурных регионов, и это происходит за счет многочасового повседневного контакта с матерью.

Правда, такое опережение африканских детей медленно сходит на нет, в силу других уже обстоятельств. Но и не переусердствуйте с общением. Не следует целый день плясать перед кроваткой ребенка , читать ему не умолкая книжки. Доказано, если взрослый слишком активен в общении: активно выражает свое внимание и доброжелательность, ребенок становится менее активным, более сосредоточенным и наоборот, чем скупее взрослый в знаках своего внимания, тем оживленнее ведет себя ребенок. Дайте возможность малышу проявить себя, перелагая на его плечи все большую работу по общению между вами.

Но вот появились и первые игрушки. На первом году жизни ребенок обращает внимание на игрушку постольку – поскольку. Ему больше интересен сам взрослый, чем вещь. Здесь заканчивается бурный, наполненный эмоциональными ощущениями и большой работой со стороны родителей и ребенка, период. И начинается новый период жизни – раннее детство.

Приблизительно в конце первого года и до трех лет жизни меняется отношение к игрушке. Так основная задача этого периода направлена на самопознания, познания (что я могу?). Ребенок этого возраста любит часто повторять одно и тоже движение (передвигать предметы, открывать и закрывать двери). В этот период ребенок занят очень важной и ответственной деятельностью по освоению предметного мира человеческой культуры. И, если он что-то ломает в это время, то он пытается найти ответы на вопросы: что это за предмет, каково его назначение. В это же время ребенок овладевает колоссальным объемом знаний, он осваивает назначение мебели, одежды, техники. Параллельно с этим они начинают осваивать язык и речь.

Все это подводит нас к новому переходному периоду, кризису трех лет. Послушный спокойный ребенок на наших глазах превращается в диктатора. Он стремиться все делать сам: одеваться, как играть, и что ему делать в данное время. “Я сам!” – это говорит о том, что ребенок освоил ОПРЕДЕЛЕННЫЙ КРУГ ВЕЩЕЙ и здесь он ориентируется самостоятельно, значит, следует перейти на новый вид деятельности или круг вещей, которые ему не знакомы. Как правило, кризис трех лет проходит без осложнений, потому что он разрешается в переходе к удивительной форме деятельности – игре, которая захватывает ребенка и ведет за собой его развитие на протяжении последующих трех лет.

Метки: , , ,

Вы можете следить за ответами к этой записи через RSS.
Вы можете оставить отзыв или трекбек со своего сайта.

Один отзыв

1.  solnyshko
07 Фев 2012 в 20:54

У нас как раз кризис 3-х лет. Непослушная – просто жуть!!! Приходится все по 30 раз повторять! Насколько меня хватит – не знаю….

 

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.