Как научить малыша математике

Автор: adminРубрика: Все записи, ДЕТИ, занятия с детьми
11
Май

Как научить малыша математикиКак научить ребенка математики
Математика… Для многих людей это самый сложный предмет в школе. А ведь потом она нужна на каждом шагу в нашей жизни. Заниматься математикой с малышом можно начинать уже с 2 лет. Сначала это игры и усвоение основных понятий. Если с раннего возраста заинтересовать малыша математикой, то вполне вероятно, позже она будет ему легко даваться, без приложения каких-то особых усилий.

Для самых маленьких математика не заключается только в изучении счета, чисел и т. д. Сначала нужно понять самые важные идеи. Для этого нужно использовать игровую форму. Например, считать можно учиться на лестнице. Она же помогает объяснить понятия сортировки, иерархии, роста и др. Можно разложить на ступеньках заготовленные большие цифры разных цветов. Прыгнув снизу  три раза по две ступеньки, получим шесть. Так можно обучать умножению. Подобным образом можно учиться и делить, хоть это и немного сложнее.

Все эти игры требуют активного участия взрослого. Например, есть смешная игра с роботом. Взрослый в роли робота стоит на ступеньке, например, с цифрой 5. Ребенок говорит «плюс три». Робот скачет по трем ступенькам, говоря механическим голосом что-то типа «Пять плюс три будет восемь». Позже можно и местами поменяться, давая ребенку возможность решать примеры.

Детям, которые собираются в скором времени в школу, тоже необходимы занятия по математике. Нужно учить малыша мыслить логически, концентрировать внимание, развивать память и воображение. Для этого можно воспользоваться специальными пособиями, книгами по арифметике.

Изучать математику можно постоянно, гуляя с малышом, во время обеда или чтения любимых книг. Например, идею количеств можно осваивать с помощью знакомых образов: на руке пять пальцев, у человека две руки, два глаза, уха. Делить что-либо проще всего пополам (это можно легко показать на примере яблока, пирога и т. д.).

Идея всеобщего эквивалента. Она достаточно сложна, но в виде игры ее можно объяснить. Выберите какой-то предмет, который малышу хорошо знаком, например, конфету на палочке. Позже используйте ее в качестве эквивалента. Например, желаемая игрушка стоит аж двадцать таких конфет. Еще можно дать ребенку какую-то купюру и водить его по магазину, показывая, что он может за нее приобрести.

Абстрактное мышление и идея символа. Ребенку нужно рассказать, какие общепринятые символы существуют. Например, красный крест и др. можно рассказывать о дорожных знаках, объясняя, почему именно те или другие символы выбраны для конкретного знака. Можно рассказать и о логотипах, эмблемах, товарных знаках, а также их предназначении. Можете попробовать вместе создать что-то подобное с помощью рисования, аппликации.

Идею неизвестного, а также его нахождения из косвенных данных можно пробовать объяснять даже самым маленьким – двухлеткам. Например, ставим на стол несколько игрушек, одну закрываем. Малыш должен сказать, какую игрушку невидно. Еще один вариант: две игрушки кладем на стол, накрываем. Незаметно под покров кладем третью. Потом открываем и просим кроху сказать, какая игрушка появилась. Деткам четырех лет нужно усложнить задачу. На столе раскладываем много игрушек, закрываем несколько. Спрашиваем, каких не видно и сколько их. Дети шести лет такие задачки должны решать уже в картинках.
Идею алгоритма можно объяснять, проделывая одни и те же действия, но разными способами.

Интересная игра «машинка-нарезалка-пополам». Она все предметы нарезает пополам. Один кусочек хлеба разрежет на два, два положишь – получится четыре. А сколько будет, если три мандаринки положить? Все это должно быть в форме игры, без лишних слов, вместо которых используйте больше аллегорий, образов.

Можно алгоритм изучать и с помощью зеркала. Нарисуйте половинку цветка, приложите к зеркалу – получится целый. Нарисуете один – получится два и т. д.

Детям пяти-шести лет попробуйте предложить поиграть с машинкой, которая прибавляет к любому количеству два, три. Позже можно таким же способом изучать деление, умножение. Также интересно играть в того же робота. Только теперь его программируем на некоторый алгоритм: как почистить зубы и т. д.

Для тех, кто любит рисовать, подойдет игра в «паттерны». Это такие узоры, которые повторяются, изменяются по каким-то заданным правилам. Можно в виде паттернов придумывать и кричалки, например, имитирующие звуки животных: «Хрю-хрю-кря! Хрю-хрю-кря!». Такой игре будут рады и двухлетние малыши, даже не подозревая, что таким образом они чему-то учатся.

Постарайтесь объяснить малышу и идею множеств. Помогите усвоить самые простые классификации: табуретки, шкафы – это мебель; ботинки и туфли – это обувь; курица – это птица, а кошка – животное. Растолкуйте, какие предметы живые, а какие неживые. Пересечения множеств можно объяснять на примере еды, игрушек. Например, одно яблоко большое, но не зеленое. Второе зеленое, но не большое. А есть большое и зеленое. Детки двух лет поиграют с вами в отрицание. Попросите принести не яблоко или не игрушечный молоток. Суть в том, что ребенок может принести что угодно, кроме этого предмета.
В любом возрасте занятия, к которым ребенка принуждают (хотя это касается и взрослых), получаются плохо и толку от них мало. Поэтому задание родителей – заинтересовать малыша как можно раньше разными занятиями и математикой в том числе. Чем более подготовлен ребенок с раннего возраста, тем легче ему потом. Но все занятия должны быть интересны, чтобы ребенок сам хотел приступать к ним. Делать что-либо против воли малыша – значит привить с раннего возраста отвращение к учебе и предмету.

Для того чтобы математика хорошо давалась ребенку, нужно поощрять его фантазию, помогать (ни в коем случае не запрещать) придумывать собственные слова, персонажей. Но неологизмы тоже нужно верно склонять. Пускай кроха описывает выдуманного им персонажа: какого он цвета и формы, где живет и что ест. Очень важно также расширять словарный запас ребенка и тренировать его память. Для этого можно читать стихи без последнего слова в строчке, которое в рифму должен назвать ребенок.

Вы можете следить за ответами к этой записи через RSS.
Вы можете оставить отзыв или трекбек со своего сайта.

2 отзывов

1.  Надежда
12 Май 2013 в 9:28

Да и вообще, когда родители постоянно разговаривают и объясняют все малышу- он быстро всему учится. А есть мамаши-“молчуньи”, так у них ребенок развивается медленнее и с задержкой. Мамы ленятся все обьяснять малышу.

2.  Надежда Пинчук
12 Май 2013 в 16:21

Научить математике можно легко в игре. Про между прочим, в магазине, за столом, в игре. Ненавязчиво

 

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.